Рождественский вертеп

Сердцем дома для каждого настоящего христианина в эти дни становится Рождественский вертеп – маленький театр, в котором отображается ход Великой Истории.
В Рождественский Сочельник люди, посвятившее свою жизнь непростому делу – славословить Христа, ходили от дома к дому, пели песни и рассказывали проникновенные религиозные стихи, в которых отображались события Рождения Иисуса. Иногда рассказы дополняли инсценировками, сделанными с помощью резных фигурок маленького переносного театра – вертепа. Корни традиции устраивать религиозные представления следует искать на Западе. Причем – в глубокой древности. Первая рождественская мистерия была разыграна в 1V веке во время хода церковного богослужения. И предназначение ее отвечало жестким реалиям мира, в котором только лишь происходило становление христианства как массовой религии. Дело в том, что на территории многих стран, где на государственном уровне уже было провозглашено христианство, по-прежнему в глухих углах процветало многобожие и язычество. Причем, многие языческие праздники (у кельтов, друидов и др.) совпадали во времени с христианским Рождеством. Чтобы укрепить главенство веры во Христа над другими религиями, римские и греческие священники проводили во время всенощного Рождественского богослужения обряд-мистерию «Поклонение пастырей». Для него, на мраморном столике над главным престолом устраивали ясли с младенцем, над которыми возвышалась статуя (икона) Девы Марии. Пять старших священников изображали из себя Вифлеемских пастырей, у входа в алтарь. Пастыри вели между собой неспешную тихую беседу, как вдруг к ним являлся ангел (мальчик из хора, в белых одеждах) и извещал о рождении Спасителя. Пастыри спешили пройти в алтарь, но им дорогу преграждали две женщины (каноники, их изображавшие), которые, согласно Библейской истории, были при Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали они, – Спасителя Христа». Женщины отдергивали завесу, и, указывая на статую Младенца Иисуса, говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью». Пастыри преклонялись перед Младенцем, возвеличивали Деву Марию и начинали торжественную обедню во славу прихода на землю Спасителя. Вот эта древняя мистерия и получила название «Вертепного действа». Впервые на Руси «вертеп» разыграли в Западной Украине (куда, в свою очередь, традиция пришла с Польши).
Кукольный вертеп
Что же касается кукольных рождественских мистерий, то первое историческое свидетельство о них датировано 16 веком. Именно с 16 века в Европе формирование рождественского Вертепа стало своеобразным индикатором уровня мастерства, как для архитекторов, скульпторов и столяров (которые работали над созданием образов), так и для поэтов, музыкантов, священнослужителей (творивших сценарии религиозных представлений).
Что характерно, в каждой стране миниатюрный божественный уголок и рождественское представление вокруг него называют по-разному. Например, в России и Украине это «вертеп», в Польше – «шопка», в Белоруссии – «батлейка». Не зависимо от названия, в сути своей это миниатюрный переносной ящик из тонкого ДСП или плотного картона. Внешне он похож на домик (в один, или два этажа). В верхней части показывали религиозные представления, в нижней – разыгрывали бытовые рождественские сценки и интермедии.
Божественную, верхнюю часть вертепа («небо») оклеивали голубой бумагой и декорировали библейскими рисунками Рождества. Нижнюю (земную) часть оклеивали яркой цветной бумагой или блестящей фольгой. Посреди «Земли» («Дворца») стоял трон, на котором сидел царь Ирод. Днище театрального ящичка было сделано таким образом, что кукловод легко мог манипулировать фигурками участников священного действа. Справа и слева и верхней и нижней части были дверцы, сквозь которые «приходили» и «уходили» герои кукольного представления.
Кукол чаще всего делали из дерева. Но изредка можно было увидеть и глиняные статуэтки, раскрашенные яркими блестящими красками и наряженные в одежду из бумаги или ткани. В основном, в России куклы закреплялись на палки и устанавливались в прорези дна театрального домика.
Как правило, рождественская мистерия по своей структуре делится на два акта: творческий рассказ о событиях Великой ночи Рождества и светская народная постановка, основанная на традициях, обрядах, рождественских верованиях каждого, отдельно взятого народа. И для подобных светских пьес тоже изготовляют персонажей.
Главное в вертепе - та информация, та Благая Весть, которую хотят посредством рождественской постановки донести до слушателя и зрителя! И то искреннее сердце, которым он ее воспримет!
Творите Благую Весть! Создавайте Рождественские вертепы! Пусть в вашем празднике будет благодатное зерно истинной радости Рождества!