Юлианский и Григорианский стиль

Юлианский календарь - В 45 году до н. э Император древнего Рима Юлий Цезарь, по предложению ученого Созигена, ввел календарь, в котором за величину года принимался солнечный год, составляющий триста шестьдесят пять суток и шесть часов. Очевидно, что астрономически невозможно наличие в одном году 365, а в другом – 366 дней. Принцип был реализован через использование системы високосных дней, добавляемых каждые 4 года, такое схематическое решение позволило более точно приблизиться к дроби 365,2422, т. к. продолжительность юлианского года составляет 365+1/4=365,25 дней. Неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).
Однако с течением времени становилось все более очевидно, что и этот календарь не точен. Не надо было быть великим астрономом, чтобы понять, что дата весеннего равноденствия постепенно смещалась на более ранние даты. И если этот факт был замечен довольно рано, практические попытки нового улучшения начались лишь с XIII в., когда на Западе возник новый интерес к астрономии. Ошибка была замечена и на Востоке, где Григор Никифор и Исаак Аргир, византийские авторы XIV в., также составили сочинения, в которых указывали на эту неточность. Однако византийцы не предлагали никаких изменений, т. к. в 1492 г. оканчивались 7000 лет от сотворения мира и верующие ожидали Второго пришествия Христова, не заботясь об улучшении временных календарных реалий.
Голоса сторонников реформы на Западе к XVI в. звучали все громче и громче, поэтому в 1573 г. папа Григорий создал специальную комиссию, которая после десятилетней работы предложила папе проект реформы календаря. Рефоррма необходима была для определения более точной даты празднования Пасхи, а также для того, чтобы день весеннего равноденствия вновь вернулся к двадцать первому марта. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Если в шестнадцатом веке разница составляля десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней.
Было предложено усложнить систему вставки високосных дней: в течение 400 лет их количество уменьшалось на 3, т. е. 100, 200 и 300 годы каждого четырехсотлетия столетия не были високосными, 400 же год оставался високосным. Этот календарь был введен в употребление в 1582 г. Реформа календаря была реализована таким образом, что в этом году были "выброшены" 10 дней, и после 4 октября шло сразу 15 октября. В результате было получено еще одно приближение к длине тропического года: 365+97/400=365,2425, т. е. ошибка такого календаря составляет 1 день за 3333 г. (1/(365,2425-365,2422)=3333). Эта реформа, в отличие от реформы юлианской, была церковной, более того – реформой чисто католической. Календарь был адресован только католическим правителям Европы, в ней не упоминались ни православные, ни протестанты, на которых эти постановления не распространялись и консультации по поводу реформы не проводились.
Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:
- новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки;
- в новом календаре стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
- модифицировались правила расчёта христианской Пасхи
Еще одно важное улучшение и одновременно усложнение календаря было предпринято в 1923 г., когда в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей. Его участники утвердили исправленный юлианский или т. н. "новоюлианский" календарь. Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Продолжительность такого года составляет 365+218/900=365,24222, т. е. ошибка в 1 день в нем будет накапливаться по истечении более чем 40 000 лет.
Новоюлианский календарь — модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д.
Таким образом, год считается високосным, если:
• а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
• б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.
Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).
Реакцией на реформу стал раскол греческих "старостильников", которые отказались принять это нововведение.
В России не приняли «новый стиль» и продолжали вести расчеты всех православных событий по юлианскому календарю. Григорианский календарь «пришел» в нашу страну лишь в 1918 году - его ввела советская власть. Правда церковь, отделенная к тому моменту от государства, этого решения не одобрила и продолжала придерживаться юлианского времяисчисления. Этим и объясняется тот факт, что Рождество, которое по старому стилю приходится на 25 декабря, соответствует, по современному летоисчислению, 7 января. То есть по факту церковь отмечает день рождения Иисуса Христа не 7 января, а 25 декабря, но только по юлианскому календарю.
Остальные 11 поместных православных церквей мира отмечают день рождения Христа, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, поскольку придерживаются новоюлианского календаря, принятого в 1923 году на совещании Православных Церквей. Сейчас новоюлианский календарь совпадает с григорианским.
Малоизвестным является факт, что этот календарь (а точнее, гражданский "григорианский" стиль) был формально введен св. патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь.
В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные григорианским.
Лидеры Российской православной церкви не раз поднимали вопрос о том, чтобы перейти, наконец, на григорианский календарь, однако в связи с тем, что к единогласному мнению по этому поводу придти не удается, ничего не меняется. Для Православной Церкви важна единовременность церковных праздников.
В Православной Церкви есть праздники переходящие – дата которых не установлена в определенный день, и не переходящие – празднующиеся каждый год в один и тот же день. Главный переходящий праздник, от даты которого зависит едва ли не половина годичного богослужебного круга, – Пасха. От нее зависят начало Великого поста, дни празднования Входа Господня в Иерусалим, Пятидесятницы, Вознесения.
Дата празднования Пасхи обсуждалась на Первом Вселенском Соборе, и этот вопрос стал одним из главных. Четкой, привязанной к одному и тому же дню даты нет, поскольку неизвестно точно, каким именно календарем пользовались иудеи, описывая дни Смерти и Воскресения Иисуса Христа. Поэтому начало Пасхи высчитывают, используя сочетание солнечного и лунного циклов. Причем, даты празднования у католиков, православных христиан и иудеев не совпадают. Установленные на этом Соборе правила точного расчета данного торжества не могут быть изменены под страхом анафемы.
Православная Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния. Как видим, дата привязана к изменениям Луны и движениям Земли вокруг Солнца. Такой подход к вычислению даты Пасхи был утвержден отцами Первого Вселенского Собора (325 г.).
Исходя из привязки даты Пасхи к дням весеннего равноденствия и полнолуния, для ее точного определения Вы должны сначала определить день весеннего равноденствия. Затем высчитываете, когда после него наступает полнолуние. Праздник Пасхи отмечается в воскресенье, следующее за полнолунием. Учеными определено, что самая ранняя дата Пасхи – 22 марта и самая поздняя – 25 апреля по юлианскому календарю, что соответствует у нас, по грегорианскому календарю, периоду с 4 апреля до 8 мая.
Однако сам принцип ее вычисления был перенят у иудеев в связи с обстоятельствами первой Пасхи – Воскресения Христа, которое произошло на следующий день после еврейской Пасхи. Свою Пасху (Песах) евреи праздновали в память исхода из Египта. Дата их Пасхи высчитывается по тому же принципу, что и дата православной Пасхи.
В 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе осудил принятие григорианского календаря как нарушаеющего богослужебный цикл и подвергающего сомнения каноны Вселенских Соборов, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями . так как все евангелисты сообщают, что Господь воскрес после еврейской Пасхи.
Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах. Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день – 29 июня (12 июля.) В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха. Нужно задуматься и над тем, что схождение Благодатного огня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.
Солнечные и лунные календари и их сопоставление
Издревле человечество использует два типа календарей: лунные – построенные на основе законченного периода чередования лунных фаз (по этим календарям месяц – 29,5 суток, год – 354-355 суток) и солнечные – астрономическую основу которых составляет тропический год, период годичного обращения Земли вокруг Солнца (365,2 дней). Солнечные календари не совпадают с лунными, поэтому последние называют блуждающими – в них месяцы не согласованы с временами года. Например, в нашем солнечном календаре январь – всегда зимой, а в мусульманском календаре Мухарарм (первый месяц) может быть в разные столетия как зимой, так и летом. Лунные календари были более присущи кочевым народам, солнечные – оседлым, жизнь которых зависела от времени года. Синтез двух вышеназванных календарных систем – месячно-солнечный календарь – используется только в государстве Израиль.
Как же решалась проблема сопоставления этих систем времяисчисления? Наиболее удачное решение проблемы предложил грек Метон, который в 432 году до н. э. изобрел цикл, названный впоследствии по его имени – «метоновым», – 19 лет. Он открыл, что если к 239 месяцам (19 лунных лет) прибавить семь лунных месяцев, они будут тождественны 19 солнечным годам.
Сейчас этот 19-летний цикл используется для вычисления Пасхи – благодаря ему удобно высчитывать, сколько полнолуний будет за 19 лет. Чтобы узнать дату Пасхи, мы вычисляем полнолуния и накладываем календарь полнолуний на наш привычный солнечный календарь. Смотрим, какое полнолуние является первым после весеннего равноденствия (21 марта), в первое воскресенье после этого полнолуния – Пасха. Византийский ученный XIV века Матфей Власарь благодаря метонову циклу высчитал Пасху на два тысячелетия вперед.
Применяемый Православной Церковью юлианский календарь (так называемый старый стиль) хотя и менее точно, чем гражданский (григорианский), учитывает движение Земли вокруг Солнца (сейчас разница этих календарей составляет 13 дней), однако он гораздо лучше согласуется с лунным календарем, от которого зависит дата празднования Пасхи.
Православная Церковь по сей день придерживается юлианского календаря, что является вполне обоснованным церковной наукой следованием всем традициям Правоверия.
Итак, из-за консервативных взглядов Русской Православной Церкви, мы в России отмечаем Рождество не в тот же день, что и западные христиане. Но так ли это важно? Гораздо дороже чудесная атмосфера праздника, который призван сближать, а не разделять всех нас. В конце-то концов, Бог у всех верующих один, что у православного, что у протестанта. В Белоруссии так и вовсе государственными праздниками являются и 25 декабря, и 7 января.
История и современность
Итак, мы увидели, что все три календарные реформы реализовывались по одному и тому же принципу: путем введения все более сложной системы високосных дней достигалось все большее приближение к длине тропического года. Подобным образом современная астрономия может предложить более точный лунно-солнечный цикл. Очевидно, что этот процесс "улучшения" может продолжаться бесконечно и в определенный момент необходимо просто остановиться и ответить на вопрос – чего же мы ожидаем от календаря: точности? следования новейшим достижениям астрономии? или церковного единства, выражающегося в совместном праздновании всех церковных праздников (подвижных и неподвижных) православными христианами?
Проблема заключается в том, что мало кто из христиан на вопрос о том, когда мы празднуем Рождество Христово, не ответил "25 декабря", а называл григорианское 7 января. Налицо – абсолютное непонимание принципов той традиции, носителями которой мы себя провозглашаем.
Однако недостаточно хранить традицию, ее надо знать и любить. И только в этом случае она станет не мертвой убивающей буквой закона, а превратится в живое предание.